Коммерсант Quality № 10 (40) декабрь 2010

С новым Скруджем!

Рождественская песнь-опера «Призраки Рождества» на сцене театра оперы и балета

Автор: Варвара Бегун

В сочельник (по старому стилю) театр оперы и балета представит рождественскую песнь-оперу «Призраки Рождества» пермского композитора Дмитрия Батина – выпускника хорового отделения нижегородской консерватории. На его счету детский мюзикл «Пеппи идет в цирк»; музыка к спектаклю театра «У Моста» «Один день из жизни Мордасова» по повести Достоевского «Дядюшкин сон»; несколько произведений для хора, которые звучат в ярославской филармонии и в консерватории Нижнего Новгорода; музыка к документальному фильму Леонида Клинчина «Золотая маска». И вот – опера. В основу ее либретто положена «Рождественская песнь в прозе», первая из пяти «Рождественских повестей» Чарльза Диккенса. Полная печали и юмора, она рассказывает о старом холостяке, скряге и мизантропе Эбинезере Скрудже, в котором за одну (святочную) ночь – с активнейшим участием духов и привидений, явивших ему в красках и лицах всю скуку и тщету его жизни, - пробуждаются угасшие родственные чувства, общительность и щедрость.

Дмитрий Батин уверен, что спектакль будет понятен и интересен как детям, так и взрослым. «Я когда еще в детстве читал рождественские повести Диккенса, - говорит композитор, - заметил, что он очень музыкальный писатель. Когда читаешь, произведение разбивается на отдельные картины. Сцены всегда наполненные, в них происходит много различных событий, как и должно быть в театре. Персонажи очень яркие». Это свойство прозы Диккенса Батин оценил далеко не первым.

Ведь только число экранизаций этой, пожалуй, самой популярной в мире святочной истории, не говоря о мюзиклах, театральных и телепостановках, давно перевалило за два десятка. Одна из последних – прошлогодний фильм Роберта Земекиса «Рождественская история 3D», в очередной раз освеживший сюжет.

Пока трудно судить, насколько его пермская версия сохранит волшебное сочетание сентиментальности, юмора, философичности и мистики, характерные для диккенсовской повести. И насколько Дмитрий Батин, выступивший также автором либретто (в содружестве с Юлией Селиной и Алексеем Архиповым, которые отвечали за стихи), справился с переносом густонаселенной людьми и призраками истории на музыкальную сцену. Но известно, что по вокальным диапазонам композитор расставил диккенсовских героев следующим образом: партию Скруджа исполнит характерный тенор, его племянника Фреда – баритон, партию Марты, жены Фреда, - сопрано, призраков трех Рождеств – Прошлого, Нынешнего и Будущего – колоратурное сопрано, бас и меццо-сопрано соответственно. Большая роль отведена хору (не будем забывать, что Дмитрий Батин – хормейстер Пермского театра оперы и балета), который будет перемежать арии и речитативы рождественскими песнопениями. По замыслу режиссера спектакля Ольги Эннс, хор – карнавальная толпа в масках – будет активно перемещаться не только по сцене, но и по залу, втягивая зрителей в увлекательную игру.

Костюмы, созданные для спектакля художником-постановщиком Еленой Соловьевой, выдержаны в стиле XIX века, при этом сцена будет решена в виде огромного циферблата, трансформирующегося по ходу действия то в мебель, то в порталы, через которые в обыденный мир проникают духи и призраки.

Премьерный спектакль еще не видели пермские зрители, а оперой уже заинтересовались в краснодарском и магнитогорском театрах.

 

 

 

E-mail: dmitrybatin@yandex.ru

© dmitrybatin

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz